История мира в деталях и событиях » Ордена и медали России » Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""
{title}

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""



Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца"
при Чемульпо 27 января. 1904г."

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""Награда учреждена по указанию Николая II, объявленному в приказе по Морскому ведомству за № 132 от 10 июля 1904 г.- в память героического подвига крейсера 1 -го ранга «Варяг» и мореходной канонерской лодки «Kopeeц» в бою при Чемульпо 27 января 1904 г. Медалью награждались все члены экипажа обоих судов, участвовавших в сражении против японской эскадры. Для награждения героев «Варяга» и «Корейца» было отчеканено 697 медалей. Носили их на специальной, оригинальной ленте «Андреевского флага» - косой Андреевский крест синего цвета на белом поле.

На лицевой стороне медали, в центре, внутри венка из 2 лавровых ветвей изображен крест Св. Георгия Победоносца, подвешенный на орденской ленте. По кругу - надпись: «ЗА БОЙ "ВАРЯГА" И "КОРЕЙЦА" 27 ЯНВ. 1904 г. ЧЕМУЛЬПО». Оборотная сторона медали отчеканена с изображением морского боя. На композиции помещены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», идущие в бой навстречу японской эскадре, корабли последней видны справа, над линией горизонта. Сверху, в облаках, помещен крест как символ христианской веры, скорби и памяти. Медаль чеканилась из серебра и имела диаметр 30 мм.

Канонерская лодка "Кореец"

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""Готовясь к войне с Россией, Япония должна была любой ценой завоевать господство на море. Без этого вся дальнейшая борьба ее с могучим северным соседом становилась абсолютно бессмысленной. Маленькая островная империя, лишенная запасов минерального сырья, не только не смогла бы в таком случае перебросить войска и подкрепления к местам боевых действий в Маньчжурии, но не сумела бы и защитить свои собственные военно-морские базы и порты от бомбардировок их русскими кораблями. Невозможно было бы и обеспечить нормальное судоходство, а ведь от регулярной и бесперебойной доставки грузов зависела работа всей японской промышленности. Обезопасить себя от вполне реальной угрозы со стороны русского флота японцы могли, лишь нанеся упреждающий, неожиданный удар по местам сосредоточения кораблей противника. Такими ударами, еще до официального объявления войны, и начались военные действия на Японском море. Русские вступили в бой, в неравный бой с японской эскадрой, состоявшей из 14-ти кораблей. Вооружение на «Варяге» было не самым современным, а «Корейца» японцы вообще не принимали всерьез. Японцы же противопоставили двум русским кораблям 181 мощное орудие и 42 торпедных аппарата, т.е. в шесть раз больше, чем у русских.

В ночь на 27 января 1904 г. 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру вице-адмирала Старка, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и торпедировали броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада».

2-й удар противника был нанесен по находящимся в корейском порту Чемульпо бронепалубному крейсеру «Варяг» (им командовал капитан 1-ro ранга Всеволод Федорович Руднев) и канонерской лодке «Кореец» (командир - капитан 2-го ранга Григорий Павлович Беляев). Против 2 русских кораблей японцы бросили целую эскадру контр-адмирала Сотокити Уриу, в состав которой входили тяжелый броненосный крейсер «Асама», 5 бронепалубных крейсеров («Тиеда», «Нанива», «Ниитака», «Такатихо» и «Акаси ») и 7 миноносцев.

Командир крейсера "Варяг"
В.Ф.Руднев

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""Утром 27 января японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 ч покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать «Варяг» и «Кореец» прямо на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера «Паскаль», английского «Тэлбот», итальянского «Эльба» и американской канонерской лодки «Виксбург» еще накануне получили уведомление японского адмирала о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. Их протест против нарушения нейтрального статуса порта Чемульпо командующим японской эскадрой не был принят во внимание. Защищать русских силой оружия командиры кораблей международной эскадры не собирались, о чем и сообщили В. Ф. Рудневу, который с горечью ответил: «Значит, мой корабль - кусок мяса, брошенный собакам? Ну что ж, мне навяжут бой - приму его. Сдаваться я не собираюсь, как бы ни была велика японская эскадра». Вернувшись на «Варяг», он объявил команде: «Вызов более чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти».

В 11 ч 20 мин крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подняли якоря и направились к выходу с рейда. Японская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всех к выходу с рейда стояла «Асама», и именно с нее обнаружили шедшие навстречу «Варяг» и «Кореец». Адмирал Уриу приказал расклепать якорные цепи, так как времени на подъем и уборку якорей уже не было. Корабли начали спешно вытягиваться на плес, по ходу перестраиваясь в боевые колонны, согласно полученной накануне диспозиции.

При обнаружении русских кораблей на мачтах «Нанивы» были подняты сигнальные флаги, с предложением сдаться без боя. Но Руднев решил на сигнал не отвечать и пошел на сближение с неприятельской эскадрой. «Кореец» шел несколько левее «Варяга».

Крейсер "Варяг"

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""На расстоянии 10 миль от Чемульпо у острова Йодолми произошел бой, продолжавшийся около 1 ч. Японские крейсеры двигались сходящимся курсом, прижимая русские корабли к отмели. В 11 ч 44 мин на мачтах флагманской «Нанивы» был поднят сигнал об открытии огня. Спустя минуту броненосный крейсер «Асама» начал пристрелку из орудий носовой башни.

Первый залп лег впереди «Варяга» с небольшим перелетом. К удивлению русских японские снаряды взрывались даже при ударе о воду, поднимая громадные столбы воды и клубы черного дыма.

«Варяг» и «Кореец» открыли ответный огонь. Правда, первые же залпы с канонерской лодки дали большой недолет, и в дальнейшем артиллерийскую дуэль с неприятелем русский крейсер вел практически в одиночку. Тем временем плотность огня со стороны противника увеличилась: в бой вступили корабли 2-й группы. Русский крейсер полностью скрывался за громадными водяными столбами, которые с грохотом то и дело взлетали до уровня боевых марсов. Надстройки и палубу обдавало градом осколков. Несмотря на людские потери, «Варяг» энергично отвечал врагу частым огнем. Главной целью его командоров стала «Асама», которую вскоре удалось вывести из строя. Тогда в атаку на крейсер пошел вражеский миноносец, но первый же залп с «Варяга» пустил его на дно.

Однако японские снаряды продолжали терзать русский корабль. В 12 ч 12 мин на уцелевших фалах фок-мачты крейсера был поднят сигнал «П» («Покой»), что означало «Поворачиваю вправо». Затем последовало несколько событий, ускоривших трагическую развязку боя. Сначала вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы. В результате неуправляемый корабль двинулся на камни острова Йодолми. Почти одновременно еще один снаряд взорвался между десантным орудием и фок-мачтой. При этом погиб весь расчет орудия № 35. Осколки влетели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста и барабанщика; командир крейсера отделался легким ранением и контузией. Дальнейшее управление кораблем пришлось перевести в кормовое рулевое отделение.

Крейсер "Асама"

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""Внезапно раздался скрежет, и корабль, вздрогнув, остановился. В боевой рубке, мгновенно оценив положение, дали машине «самый полный назад», но было поздно. Теперь «Варяг», развернувшийся к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японский командующий, заметив бедственное положение русских, поднял сигнал «Всем повернуть на сближение с противником». Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий.

Положение «Варяга» казалось безнадежным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. Снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме. Вода начала подступать к топкам, экипаж немедленно приступил к ее откачиванию всеми наличными средствами.

Аварийные партии под огнем врага стали подводить пластыри под эти пробоины и здесь произошло чудо: крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошел от опасного места. Не искушая судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

Крейсер "Варяг" после боя

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""Впрочем, ситуация по-прежнему оставалась очень тяжелой. Хотя воду откачивали всеми средствами, «Варяг» продолжал крениться на левый борт, а его осыпал град вражеских снарядов. Но, к удивлению японцев, «Варяг», увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда. Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсеры «Асама» и «Чиода». Вскоре японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Итальянскому крейсеру «Эльба» даже пришлось из-за этого перейти вглубь рейда. В 12 ч 45 мин прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов. В сохранившемся вахтенном журнале «Варяга» отмечено, что ему удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения двум японским крейсерам. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте Асан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери экипажа «Варяга» составили 130 человек - 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12-14 крупных фугасных снарядов.

Руднев на французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва «Варяга» возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 ч 50 мин Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15 ч 15 мин командир «Варяга» направил на «Кореец» мичмана В. Балка.

Поднятие японцами "Варяга"

Медаль "За бой "Варяга" и "Корейца""Командир «Корейца» Г. П. Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры решили: «Предстоящий через полчаса бой не равен, вызовет напрасное кровопролитие ... без нанесения вреда неприятелю, а потому необходимо ... взорвать лодку ... » Экипаж «Корейца» перешел на французский крейсер «Паскаль».

В 15 ч 50 мин Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убедившись, что на нем никого не осталось, сошел с него вместе с матросами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и клапаны затопления. 16 ч 05 мин взорвался «Кореец», В 18 ч 10 мин лег на левый борт и скрылся под водой «Варяг», В 20 ч был взорван пароход «Сунгари».

«Варяг» был затоплен на небольшой глубине - во время отлива корабль обнажался почти до диаметральной плоскости на 4 м. Японцы решили им завладеть и приступили к подъемным работам.

В 1905 г. «Варяг» был поднят и отправлен в Сасебо. Там крейсер был отремонтирован и затем введен в строй эскадры вице-адмирала Уриу под названием «Сойя», но на корме, под японскими иероглифами, решением императора Муцухито в знак признания воинского подвига была оставлена надпись золотой славянской вязью - «Варяг». 22 марта 1916 г. Россия выкупила свой прославленный крейсер, которому было возвращено прежнее название. В 1917 г. корабль находился на ремонте в Великобритании и после Октябрьской революции был продан на металлолом. Однако судьба и море были против такого конца «Варяга» - В 1922 г. во время своего последнего похода он затонул у берегов Шотландии в 60 милях к югу от Глазго.

Источник: К.Е.Халин "Ордена и медали России" ООО "Дом Славянской книги", Москва, 2006
Энциклопедия русских наград А.А. Кузнецов "ГОЛОС-ПРЕСС", Москва, 2001

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.