История мира в деталях и событиях » Нумизматика » Нумизматика и средневековое искусство
{title}

Нумизматика и средневековое искусство



Несколько веков назад, когда нумизматика делала первые робкие шаги, античные монеты рассматривались прежде всего как памятники искусства. С тех пор художественное значение античных монет не подвергалось сомнению, а искусствоведческие исследования до настоящего времени играют существенную роль в античной нумизматике. Медали, появившиеся в эпоху Ренессанса, всегда признавались достойными эстетического внимания. Менее «повезло» средневековым монетам, изображения на которых условны, более далеки нам по содержанию, чем искусство Возрождения. Подъем средневековой западноевропейской нумизматики приходится на вторую половину XIX в., когда исследователи занимались в основном описанием кладов, изучением торговых путей, денежного обращения, экономики.

Эти процессы, безусловно, положительные, превратившие нумизматику в важную и самостоятельную отрасль исторической науки, отодвинули на задний план вопросы художественного значения монет средневековья. Публикаций, посвящен¬ных интересующей нас проблеме, очень мало. Методика исследования не выработана, мнения ученых часто диаметрально противоположны. Для решения задач искусствоведческого анализа средневековых монет требуются усилия многих специалистов. В настоящей заметке автор делает попытку подвести некоторый итог проделанной работы, обращает внимание на необходимость дальнейшего изучения темы, знакомит читателя с важнейшей литературой.

Неоднократно указывалось, что монеты, во-первых, сами являются произведениями искусства, во-вторых, на них зачастую сохраняются изображения памятников живописи, скульптуры, архитектуры, т. е. монеты представляют интерес как источники для истории искусства. Действительно, на монетах так же, как и на других памятниках искусства можно проследить особенности, изменения художественного стиля того или иного периода. На монетах, чеканенных после падения Западной Римской империи, заметно влияние Византии и творчества народов, заселивших Европу в середине первого тысячелетия нашей эры. Изображения на монетах вестготов и франков, фризов и англо-саксов примитивны, большей частью условны, чувствуется недостаточно развитая художественная техника, незнание приемов нового для них монетного дела. Но и при скудности дошедших до нашего времени художественных памятников «варварских» государств, монеты должны играть первостепенную роль в изучении европейского искусства раннего средневековья.

Так называемое «Каролингское возрождение» нашло отражение и в монетном деле. На денариях появляется изображение правителя в лавровом венке, следующее изображениям римских императоров, на многих монетах — пятиколонный фасад храма типичной римской базилики.
В XI в. в орнаментальных и архитектурных изображениях на монетах заметны все признаки романского искусства. Например, на монетах Кельна — храм с характерными полукруглыми сводчатыми арками, на монетах Дуйсбурга — обрамления легенд в виде дуг и т. д. Своеобразный расцвет романского искусства можно наблюдать на германских брактеатах XII в.

Смена романского стиля готическим не замедлила сказаться на европейском монетном деле, о чем свидетельствуют денарии архиепископа Конрада фон Хохштадена(1238—1261). Прекрасные образцы «монетной готики» представляют ряд французских, испанских и английских монет XIV—XV вв. Для раннего Ренессанса характерен миланский дукат Франческо Сфорца (1450—1466), где портрет дан со всеми особенностями нового искусства, а орнамент и надписи сохраняют готические формы, а также тестоны миланских правителей. В XVII— XVIII вв. искусство барокко находит свое отражение и на монетах. Таким образом, монетные изображения проходят те же этапы развития, что и живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство.

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.