История мира в деталях и событиях » Монеты Китая » Чеканка монет в Китае 12 век
{title}

Чеканка монет в Китае 12 век



Государственная: монополия на отливку монет была традиционной в Китае. Еще ханьский император Уди. В 1112 г. до н. э. сделал литье монет государственной монополией. Частная отливка монет представляла собой краткие эпизоды в цстории китайского монетного дела. Изредка право литья монеты предоставляли привилегированным особам.

С самого начала эмиссии собственных денег цзиньский император следовал исключительному праву государства на отливку моцет. Династийная история оправдывала это решение ссылкой на опыт предшествующих китайских династий и заботой о калестве монеты, которую при частной отливке «подлые людишки, стремясь к наживе,, делают все более тонкой и плохой». Принимая во внимание данное объяснение, нельзя упускать из виду, что власти преследовали, еще и фиркальные цели, объявляя литье монеты своей прерогативой.

Общий дефицит меди, характерный для Сунского Китая, сказался и в эпоху Цринь. Небогатая залежами медной руды, известными к тому времени, территория Цзиньской империи, конечно, не могла снабдить казну необходимым количеством сырья. Династийная история лишь в двух местах уцоминает о разработках месторождений меди: «Мы установили контроль за отливкой монет в местах, где имеется медная руда». И еще: «Мастера плавильщики говорят: «Надо разрабатывать медную руду».

Имеется гораздо больше сообщений о запрете вывозить медь за границу и об изъятии у населения утвари из этого металла, ибо утечка его за пределы государства потенциально являлась ущербом для казны. Нарушение запрета по указу 1157 г. каралось смертной казнью.
В 1157 г. со всей страны бронзу и медь, принадлежавшую населению, свозили в два города — Цзиньчжао и Чжунду, где отливались монеты. В 1158 г. в Чжунду учредили две монетные инспекции, восточную назвали Баоюань, западную — Баофу. В Цзиньчжао была одна инспекция под названием Лиюн. Все три инспекции отливали монеты Чжэн-лун тунбао.

В передаче легенды Цзиньская история неточна: в период Чжэнлун (1156—1160 гг.) выпускались не тунбао, а юанъбао. Эту ошибку династийной истории повторяет и энциклопедия Тушуцзичэн. Характерно, что нумизматические сочинения Ли Цзо-сяна и Дин Фу-бао, цитируя Цзиныпи, приводят правильную легенду монет, хотя и без каких- либо оговорок. Ошибка династийной истории последовала, видимо, из-за небрежности составителей, работавших в период, когда Чжэнлун юанъбао, выпущенные на сто лет раньше, еще были в обращении, и только спешка, в которой составлялась монголами Цзиньская история, может служить этому объяснением.

Современный автор Пэн Синь-вэй говорит о Чжэнлун тунбао, ни словом не упоминая о Чжэнлун юанъбао. Только одно китайское сочинение примиряет данное противоречие. В Цзинынисо говорится: «Хайлинван отливал деньги (девиз правления Чжэнлун), были тунбао и юанъбао, два сорта». Принимая во внимание это сообщение, мы, тем не менее, склоняемся более к мнению составителей нумизматических каталогов и энциклопедий, которые приводят изображение Чжэнлун юанъбао и тем самым удостоверяют существование только последних. Ни в одном сочинении Чжэнлун тунбао не воспроизводятся.

Эрмитажное собрание располагает 15 экземплярами Чжэнлун юанъбао (9 принадлежали прежде собранию Азиатского музея и 5 — бывшему собранию Е. А. Пахомова). Их легенда читается по часовой стрелке. 14 монет не несут никаких изображений на оборотной стороне, 15-я, происходящая из собрания Е. А. Пахомова, имеет оборотную сторону, в точности повторяющую лицевую. Такая же монета хранится в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Ли Цзо-сянь приводит вторую разновидность оборотной стороны: четыре полумесяца, по одному в каждом поле, обращенные выпуклой стороной к отверстию. Третий вариант в Косэн тайдзэн — четыре точки, или «звезды»,по одной в каждом поле30. Чжэнлун юанъбао имеет ту же стоимость, что и сунские монеты Сяопин. Это наименьший номинал в ки¬тайской, а следовательно и в цзиньской денежной системе.

Вторая чжурчженьская монета — Дадин тунбао выпускалась в период Дадин (1161—1189 гг.), в годы царствования императора Шицзуна. За четыре года, прошедшие со времени начала сбора медной утвари у населения, в казне накопилось какое-то количество металла, ибо в 1161 г. разрешили народу держать медную утварь и чистую медь. Собрав запас меди, казна стала покупать у населения различные медные вещи по твердой цене. Указ об отливке монет Дадин тунбао последовал в 1170 г. Началась особенно интенсивная заготовка нужного количества сырья: «Из-за нехватки меди послали чиновников по всем областям учесть и собрать медные предметы, чтобы переплавить.

Медную утварь полностью сдавали в казну, платили за нее лишь половину. Не забирали только статуи Будды, чаши, ударные инструменты, музыкальные тарелки, пояса и украшения на одежде крупных сановников». По возможности активно разрабатывались и немногочисленные медные месторождения. «В 1174 г. послали чиновников в разные лу проверить, как обстоят дела с разработками медных руд». В эти годы нашли еще один источник меди. «Ежегодно посылали за металлом ремесленников в горы, за северную границу». В результате, по подсчетам чиновников, в 1192 г. в казне создались запасы меди на десять лет вперед. Однако такой путь, хотя и был эффективным, потребовал со стороны казны слишком больших затрат. Кроме того, на границе возникали осложнения с местным населением. В конце концов приказано было прекратить походы за медью .

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.