История мира в деталях и событиях » Экономика Руси » Отношение к Земледелию в Российской империи с 18 - 19 век
{title}

Отношение к Земледелию в Российской империи с 18 - 19 век



Случаи пожалования городам удобной для обработки земли имели место и в XVIII в. Известно, например, что после неудачного Прутского похода, когда пришлось отдать Турции Азов и Таганрог, жители этих городов (ранее переведенные туда из Казани и Подмосковья) были поселены в Воронежскую губ., основав здесь город Павловск. Им был отведен значительный массив хорошей земли, что обусловило в дальнейшем важную особенность развития этого города, где огромную роль играло высокотоварное земледелие (в особенности — огородничество и бахчеводство) , продукция которого сбывалась во всей средней России.

В середине и второй половине XVIII в. сельскохозяйственные занятия горожан, кажется, имели серьезное значение лишь в малых городах. Во всяком случае, жители Петербурга и Москвы вовсе не занимались хлебопашеством. Но можно думать, что в какой-то форме оно бытовало в большинстве средних и мелких городов. На эту мысль наводят пункты Городового положения, упоминающие в составе городских земель не только сады, луга и пастьбы, но также и поля. Городские пахотные земли существовали и в первой половине XIX в., но в большинстве случаев они сдавались городом в аренду окрестным крестьянам.

На глубокую древность занятий хлебопашеством и на то относительно большое значение, какое ему придавалось, указывает длительное сохранение в городах аграрных обрядов, которое трудно отнести исключительно за счет влияния окрестного сельского населения. Б. А. Рыбаковым отмечено широкое бытование в городах, вплоть до XVIII в., так называемых русальских обрядов, имевших своей задачей обеспечение плодородия почвы. Можно заметить, что, кроме указанного Б. А. Рыбаковым праздника Ярилы в Воронеже, подобные празднества сохранялись в XIX в. во многих городах, например, в Галиче Костромской губ. и в Калуге, где название «ярилки» перешло на все пасхальное гулянье в целом.

Вообще аграрные обряды богато представлены в быту русских городов XIX в., и надо думать, что в древности они занимали значительное место. Изучая обряды различных народов мира, имеющие целью вызывание дождя и повышение плодородия почвы. Д. Фрэзер отмечал, что в таких обрядах население нередко заставляет принимать участие и представителей официальной церкви. «В некоторых областях России,— писал он,— по полю катают самого священника; это делается женщинами, которые ревностно катают батюшку, не взирая на грязь и царапины, получаемые им. Если пастырь духовный вздумал отказаться от этого обряда или сопротивляться ему, то прихожане начинают роптать: «Батюшка, Вы, значит, не хотите нам добра. Вы, значит не хотите, чтобы мы имели хлеб, хоть Вы и хотите есть этот хлеб».

Д. Фрэзер, по-видимому, имел в виду обряды сельские. Но в нашем распоряжении имеются интересные данные о бытовании того же самого обряда и в городах. В 1848 г. корреспондент Географического общества писал из г. Медыни, что здесь в праздник вознесенья после молебна в соборной церкви устраивался крестный ход «на рожь», на принадлежащие городу пахотные земли, где городские власти' приготовляли уже накрытый скатертью стол с «хлебом-солью». Снова служили молебен (на этот раз — с водосвятием), после чего духовенство начинало снимать облачение, в котором молилось. Но едва дьяконы успевали снять свои ризы, как на них буквально набрасывались женщины и начинали катать их по пашне, «чтобы снопы были так же высоки и тяжелы, как дьяконы».

В середине XIX в. в городах существовало еще много аграрных обрядов, на которых мы не имеем возможности остановиться.
Итак, для населения русских феодальных городов сельскохозяйственные занятия, хотя и оставались подсобными, имели важное значение. Речь идет не только о скотоводстве, садоводстве и огородничестве, но и о хлебопашестве. В небольших городах оно бытовало в течение всего феодального периода и в известной мере перешло даже в период капитализма. Однако роль сельскохозяйственных занятий, и в особенности хлебопашества, была тем менее, чем более развита была собственно городская жизнь. В крупных, процветающих городах оно стало исчезать еще в период позднего средневековья. Если же город по какой-либо причине хирел, роль хлебопашества в нем возрастала. Анализ писцовых книг позволяет определить поселения, которые недавно стали сельскими, а прежде были городскими. В этих книгах указывается, сколько их жители сеют ржи, косят сена и т. и.

Таким образом, признавая, что соотношение промышленных, торговых и земледельческих занятий жителей — существенный признак, позволяющий определить характер поселения, важный показатель развития города, не следует все же представлять дело так, будто одна группа занятий совершенно исключает другую. Для того чтобы понять жизнь горожан во всем ее многообразии, нужно изучать как их промышленные и торговые занятия, так и занятия земледельческие.

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.