История мира в деталях и событиях » Экономика Руси » Земледелие на Руси в средние века (10 по 15 век)
{title}

Земледелие на Руси в средние века (10 по 15 век)



Земледелие на Руси в феодальный период 10 - 15 век


Известное положение о том, что возникновение и развитие феодальных городов есть результат отделения ремесла от сельского хозяйства, давно уже признано и является, можно сказать, общим местом всех работ, посвященных этой проблеме. Все исследователи средневековых городов признают, что основными занятиями горожан в эпоху феодализма были ремесла и торговля.

Социальное развитие средневекового поселения, его принадлежность к городским или сельским справедливо определяют по тому, насколько высок в нем процент «непашеных» жителей, занимающихся промыслами, ремеслами, торговлей.

При всем разнообразии путей происхождения городов можно констатировать, что постепенно город становится центром местного рынка, большого или малого, постоянного или кратковременного. В этот период он снабжает окрестное население продукцией своих ремесленников и привозными товарами и сам в значительной мере питается за счет округи, получая продовольствие и сырье.

Торговое и ремесленное значение города выражается в его планировке, а именно в размере предградья или посада и торга.
Вместе с тем для правильного понимания процесса возникновения и развития феодального города во всей его сложности необходимо учитывать, что горожанам отнюдь не были чужды также занятия сельскохозяйственные — скотоводство и земледелие. Роль этих занятий в жизни города не была одинакова как на различных этапах его развития, так и в городах разных типов. В общих чертах можно сказать, что занятия сельским хозяйством играли тем большую роль, чем менее развит был город. Они имели большое значение на раннем этапе развития городов и сохрапялись в городах средних и малых не только в феодальную, но и в капиталистическую эпоху.

Неодинакова была также роль различных сельскохозяйственных отраслей. Скотоводство, огородничество и садоводство оставались важнейшими подсобными занятиями и в период капитализма для средних слоев горожан. В русском феодальном городе едва ли не каждый «двор» имел свой огород и сад, которые (по справедливому замечанию московского посла в Риме в начале XVI в.) служили «как для пользования овощами, так и для удовольствия» Благодаря этим садам и огородам русские города и казались иностранцам гораздо большими, чем такие же по размерам города Западной Европы.

Жители больших и малых городов держали домашний скот, так что каждый город имел немалое стадо. Он был окружен обычно более или менее обширной зоной земли, где можно было это стадо пасти. Законодательство позднефеодальной эпохи неоднократно подтверждало права горожан на такие земли — «выгон» или «животинный выпуск». Впрочем, в некоторых городах скот разводили на продажу (иногда специализированную).
Но необходимо подчеркнуть, что в жизни русских феодальных городов в течение длительного времени играло немалую роль также хлебопашество, которое принято считать специфически деревенской формой сельского хозяйства. Письменные источники содержат указания на «нивы» и «пожни» горожан. В составе городской усадьбы встречались иногда не только амбары или ямы для хранения зерна, но и снопосушильни — овины, места для молотьбы — токи, что свидетельствует о занятиях горожан разведением зерновых культур.

Развитие земледелия 10 - 13 век


Первое упоминание нив, возделываемых горожанами, находим еще в «Повести временных лет» под 946 г. Аналогичные явления наблюдались и в западноевропейских городах. Так, исследователь английских городов Я. А. Левицкий пишет, что в X—XIII вв. эти города имели, как правило, пахотные земли, возделываемые горожанами, хотя участки не достигали больших размеров и земледелие не было основным занятием горожан.

Свидетельства о развитии земледелия в период с 10 по 15 век


На занятия горожан хлебопашеством указывают многочисленные находки в культурном слое городов X—XV вв. частей пахотных орудий — железных сошников, полиц, чресел, лемехов. Характерно, что примерно половина мест, в которых найдены части почвообрабатывающих орудий,— это города. Если же учесть число находок, то окажется, что города даже превосходят сельские местности. Сюда следует прибавить также находки орудий уборки урожая — кос и, что особенно важно, серпов, которые встречаются в культурном слое русских городов довольно часто. Среди них есть такие экземпляры, которые, по-видимому, никогда не были в употреблении, т. е. они были сделаны для продажи, возможно, в деревню. Но много также орудий сильно изношенных, поломанных, которыми горожане, несомненно, пользовались сами.

О принадлежащей рядовому горожанину пожне говорит, по мнению А. В. Арциховского, новгородская берестяная грамота № 53 XIV в. Впрочем, это положение оспаривается исследователями, считающими владельцем пожни феодала. Число примеров подобных упоминаний можно было бы увеличить, но в данной статье не ставится задача дать полную сводку упоминаний пахотных земель, находившихся во владении горожан. Укажем лишь на то, что и в более поздние времена — в XVI—XVII вв. источники отмечают занятия горожан хлебопашеством, иногда даже в ущерб основным их делам.

Стремление служивого населения городов жить ближе к пашням, земледелие 13 -15 век


Воеводы малых и средних (преимущественно окраинных) городов неоднократно жаловались правительству, что стрельцы, пушкари, воротники и иные служилые люди не хотят жить «в городе», т. е. в крепости, где им надлежало быть наготове на случай вражеского нападения, а выселяются на неукрепленный посад, откуда ближе и удобнее выезжать на пашню. В свою очередь служилые люди подавали челобитные государю, прося разрешения жить вне острога, возле угодий и пашен, а также сохранения «избенок наших на гумнах». Дело в том, что правительство не проводило в этом отношении определенной линии. Нередко оно жаловало те или иные группы горожан, а иногда и все городское общество более или менее значительными массивами пахотной земли, а в дальнейшем иногда разрешало воеводам сносить мешающие обороне строения и возвращать служилых людей обратно в «город», а служилым людям образовывать вне города особую слободу.

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.