История мира в деталях и событиях » Древний Вавилон » Характеристика Законов Хаммурапи, их влияние на Вавилон
{title}

Характеристика Законов Хаммурапи, их влияние на Вавилон



Предварительно надо сказать несколько слов о Вавилоне. Город Вавилон (по-семитически «Врата богов») находится в центральной части упомянутого выше перешейка, наиболее узкого места между Тигром и Евфратом. Это положение предопределяло значение Вавилонии как торгового центра.
После ослабления Аккада и Сиппара гегемония на севере Вавилонии стала переходить к городу Вавилону. Сила Вавилона увеличивалась благодаря притоку новых семитических пришельцев аморейского племени, вторгшихся вероятно в эпоху завоевания гутеев на север в сделавших Вавилон своим центром. Аморейские племенные организации, слившиеся с свободным населением Вавилона, на некоторое время задержали разложение городской общиньы Вавилона. Под воздействием' ростовщического капитала здесь в свою очередь началось разложение, увеличилось число лиц, лишенных своих земельных наделов и потерявших в качестве рабов-должников даже личную свободу.

Цари из Аморейской династии (2169—1870 гг. до и. э.) начинают вести борьбу с ростовщическим капиталом, опираясь на беднейшую часть общины, которой грозила гибель. Эта борьба нашла свое отражение в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (2067—2025), пятого из царей Аморейской династии. Кодекс был найден в начале XX в. в Сузах, куда был завезен эламитянами во время одного из их многочисленных нашествий.
Памятник этот представлял собою столб из темного камня высотой 21 метр около 1—2 метра шириной.

Сверху он был украшен рельефам, изображавшим бога Шагмаша (солнце) — покровителя правосудия, сидящего на престоле, и царя Хаммурапи, приносящего клятву в том, что он будет следовать закону, начертанному на этом камне. Вся остальная плоскость камня заполнена надписями, которые содержат введение к своду законов, далее сам свод вакоков и наконец заключение (этот столб хранится ныне в Луврском музее во Фракции, гипсовый оттиск с этого памятника хранится в Московском музее изобразительных искусств).

Этот памятник сохранился хорошо, только небольшая часть поверхности надписи была стерта еще в древности очевидно царем, похитившим этот памятник и желавшим увековечить на нем свое имя. Но смерть или переворот помешали его замыслу. Это пустое место, обнимающее около 35 статей (с 66 по 100), может быть расшифровано благодаря тому, что до нас дошли из вавилонских; библиотек копии некоторых частей кодекса Хаммурапи.

Содержание законов сводится к следующему.
Вначале имеется введение, где Хаммурапи обращается) с восхвалением к богам, которые поставили его во главе страны для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, «чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы я подобно Шамашу всходил над черноголовыми (т. е. вавилонянами) и освещал страну для благосостояния народа».

Затем в введении многоречиво восхваляются благочестие царя Хаммурапи и заботы его по отношению ко всем богам и храмам. Заканчивается оно словами: «Когда Мардук призвал меня управлять народом и доставлять стране благополучие, я даровал право и законы на языке страны, создав этим благосостояние народа. В это самое время я дал следующие законы». Затем следует сам свод законов.

Содержание его состоит из 282 статей. Первые статьи посвящены порядку судопроизводства (1—5), 20 статей посвящены преступлениям против частной собственности, статьи 26—41 говорят о людях, владеющих землей в качестве воинов. Затем следуют статьи, связанные с арендой земли как пахотной, так и садовой. Статьи, заполнявшие лакуну (66—99), были посвящены вопрос» ростовщичества. Статьи 100—107 говорят об отношении между крупными торговыми агентами и их служащими. Статьи 108—111 говорят о питейных заведениях. Статьи 112—126 также посвящены вопросам, связанным с ростовщическим капиталом. Чрезвычайно много статей (127—193) посвящено брачному и семейному праву. Статьи 194—214 устанавливают нормы возмездия за убийство и членовредительство. Следующие статьи — 215—240 регулируют гонорар врачей, архитекторов и судостроителей.

Отношения, связанные с сельскохозяйственной жизнью, были выражены в статьях 240—260. Зарплата ремесленников и поденщиков была нормирована в статьях 273—274. За ними следуют 2 статьи о найме судов. Последние 5 статей специально посвящены рабам, о которых свод законов говорит и раньше в многочисленных своих статьях.

Он обращается с призывом к последующим правителям следовать его законам. В случае, если они будут следовать его законам, царствование их будет благополучным, если же кто-нибудь не будет соблюдать законов, последует катастрофа. Все боги призываются Хаммураби, чтобы поразить карой преступника. Последним богом является Энлиль.

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.