История мира в деталях и событиях » Древний Вавилон » Как повлияли Реформы Хаммурапи на Вавилон
{title}

Как повлияли Реформы Хаммурапи на Вавилон



Денежное хозяйство в эпоху Хаммураби отнюдь не ослабело, а, наоборот, усилилось. На основании судебника и на основании других документов, писем мы можем установить тариф цен: раб стоил около 20 сиклей, такова же примерно была и цена быка. Осел стоил 16 сиклей, овца — один сикль. Аренда дома равнялась от одного до трех сиклей в год. Один гур зерна (гур равен 240 литрам) оценивался в один сикль. Аренда за пашню выплачивалась натурой и равнялась обычно одной трети урожая.

При высокой урожайности, которую мы имеем в Вавилонии, это была чрезвычайно низкая оплата. Сельское хозяйство было очень выгодно; в числе арендаторов мы встречаем даже царскую дочь, сановников и т. д.
Если арендатор брал поле за определенную плату, независимо or фактического урожая, то арендная плата была очень низка, равняясь примерно одной шестой обычного урожая. Правда, при таких условиях аренды арендатор должен был вносить плату и в случае неурожая (ст. 45).

Если же арендатор был издольщик, то риск неурожая разделяли поровну между собой и землевладелец и арендатор (ст. 46). Вообще надо сказать, что кодекс Хаммурапи не поощрял эксплуатации арендатора землевладельцем. Закон даже давал право арендатору сдавать землю в под аренду без разрешения на то землевладельца (ст. 47). Царь как представитель общины был кровно заинтересован в том, чтобы земля, сдаваемая в аренду, была обрабатываемая надлежащим образом. Дело в том, что в большинстве случаев землевладельцы, сдававшие свои наделы в аренду, были воинами, чем и объясняется то обстоятельство, что статьи о земельной аренде следуют непосредственно; за статьями о землевладении воинов. Поскольку от хорошей обработки; арендованной земля зависела в значительной степени военная мощь государства, постольку и закон даря строго карал нерадивых арендаторов (ст. 92).

В области семейного права мы находим в законах Хаммураби следы матриархата, слабое развитие патриархальной семьи, хотя и матриархат у по существу был преодолен уже в эпоху Урукагины (запрет жить женам с двумя и более мужьями). Отец семейства не имел неограниченой власти над своими детьми, строптивого сына от не имел права превращать в раба, и даже свое отвержение да должен был оформить перед судом.

«Ст. 168. Если кто-нибудь, вознамерившись отвергнуть своего сына, скажет судьям: «я отвергаю своего сына», то по расследовании дела судьями, если сын не совершит важного проступка, достаточного для отвержения его, отец не может отвергнуть его».
«Ст. 169. Если он совершил по отношению к отцу важный проступок, достаточный для отвержения его, то они (судьи) должны на первый раз простить его. Если же он совершил важный проступок во второй раз, то отец может отвергнуть своего сына».
Что касается брака, то в судебнике Хаммураби мы имеем моногамию. Брак должен быть заключен в виде договора.
«Ст. 128. Если кто-нибудь, взяв себе жену, не заключит с ней договора, то женщина —не жена ему».
В эпоху Хаммураби не была обязательна при заключении брака выкупная плата отцу невесты: подарок невесте со стороны жениха и приданое со стороны отца невесты. В случае бесплодия, болезни или неверности муж мог взять себе вторую жену, но он должен был обязательно заботиться о больной жене.
«Ст. 148. Ест кто-нибудь возьмет себе жену, ее постигнет болезнь, он вознамерится взять себе другую, то он может взять, (но) не должен отвергать свою больную жену. Она может жить в его доме, и он должен содержать ее, пока она живая.

Жена поэтому не являлась существом, лишенным прав, она даже имела права на развод, если муж не заботился о ней или был ей неверен. Правда, она не имела права на развод, если у мужа не было вины. Муж же имел право в любой момент развестись с нелюбимой женой, уплачивая за это известную отступную сумму.

Реформы царя Хаммураби, направленные к тому, чтобы путем борьбы с ростовщическим капиталом задержать разложение общин тем самым сохранить силу сопротивляемости городов Вавилонии, свелись однако на-нет. Рост производительных сил, выразившийся в дальнейшем развитии ирригационного хозяйства, обусловил и рост торговли и обмена, тесно связанные с ростовщичеством. Все это приводит к дальнейшему обострению противоречий между имущими и неимущими. Число поденщиков и рабов-должников стало катастрофически возрастать, и тем самым социальная база вавилонского общества сузилась до минимальных размеров. Поэтому через какие-нибудь 150 лет после смерти Хаммурапи Вавилония уже не может сама противостоять напору внешних врагов. В 1870 г. до нашей эры Вавилонию разгромили хетты, а около 1800 г. до нашей эры она становится жертвой кассетного завоевания.
Таким образом Вавилония по очереди завоевывается своими соседями, сперва — касситами, затем халдеями, потом ассирийцами, затем опять халдеями, персами, греками, парфянами и т. д.

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.