История мира в деталях и событиях » Древний Вавилон » Экономика в древнем Вавилоне
{title}

Экономика в древнем Вавилоне



Сумерийские племенные общины, занявшиеся рыболовством, уже рано могли использовать в некотором количестве и рабский труд. Племена, живущие рыболовством, по характеру своего занятия могут в большей степени использовать рабский труд, чем охотничьи, так как рыболовство дает возможность заниматься производством меньшим группам людей (отдельными семьями) и дает больше пищи нежели охота. Рыболовство сохранило асе большое значение в Вавилонии и в ту эпоху, когда здесь уже "сложилось классовое общество. Наряду с рыболовством начинает рано появляться и примитивное болотного земледелие.

Плодородная болотная земля дает на более высоких местах и при самой примитивной технике (простая деревянная копалка) хорошие урожаи. Болотным земледелием были заняты женщины, эта роль женщины в хозяйстве объясняет следы матриархата в более поздние эпохи Сумира. В условиях примитивного болотного земледелия возникли зачатки скотоводства, упоминание о котором мы находим уже в самых ранних памятниках Сумира. Стремление расширить плодородную почву приводит рано к расширению системы рвов, каналов ,в целях осушения. Для этих осушительных работ можно было применять рабский труд еще в большей мере.

Рост производительных сил начал приводить к разложению племенных, рядовых общин.
Отсутствие в самой долине необходимою сырья даже для примитивной техники (камень, дерево, металл) приводит рано к обмену как путем даров, так и путем грабежа. Обмен в свою очередь продолжает разлагать родовую общину, появляются более богатые и менее богатые элементы в пределах отдельной общины. Появляются более богатые и бедные общины. Это создает стимул к военным столкновениям как с общинами внутри долины, так и вне долины.

Войны дают рабов, необходимых для рыбной ловли и для расширения ирригационных сооружений. Но расширение ирригационной системы на известном этапе должно было привести к новым объединениям общин, но уже на более широкой базе. Стремление расширить плодородную землю и тем самым увеличить количество хлеба, необходимого для личного воспроизводства, а также и для прокормления рабов и скота, настоятельно требовало создания ирригационной системы на большом пространстве, ибо только в таком случае можно было по-настоящему регулировать разливы рек. Эта работа конечно не была под силу отдельным семьям и даже отдельным родовым общинам. Ее могла выполнить лишь большая территориальная община.

Отдельные родовые общины, находящиеся уже в стадии разложения, снова объединяются в еще большее целое, образуя территориальные общины путем договора или завоевания. Они группировались вокруг больших населенных пунктов с храмами богов, покровителей отдельных родовых общин, вошедших в состав территориальных общин на классовой основе. Таким образом в Вавилонии сложился ряд подобных территориальных общин.
Храмовые земли, скот И рабы находились в коллективном управлении этих общин.
Представитель общины, который назывался ил» Патеси (слово, не поддающееся пока переводу) или Лугаль (большой человек), пользовался абсолютной полнотой власти, делавшей его деспотом. Это объяснялось тем, что он руководил общиной не только в борьбе с внешними врагами, но и в тяжелой непрерывной борьбе с природой.

Наряду с рабами и землями, которые находились в коллективно владении общины, было некоторое количество земли и рабов, которые находились в индивидуальном владении отдельных общинников или отдельных их групп. Это объяснялось тем, что территориальная община сложилась из уже разложившихся родовых общин. Таких территориальных общин мы в древнем Сумире знаем несколько десятков. Наиболее важные из них были на берегу моря: Эраду с главным богом Эа (бог воды). Несколько к северу на берегу Евфрата находится город Ур: здесь главным богом был Сип (бог луны). Несколько к северо-западу, от Ура был город Урук. В нем почитались бог Ану (бог неба) и богиня Иштар (богиня любви и плодородия). Между Тигром и Евфратом— город Лагаш с главным богом Нингирсу — одной из разновидностей бога Ниниба (бога войны).

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.