История мира в деталях и событиях » Древний Египет » Причины распада единого централизованного Египта
{title}

Причины распада единого централизованного Египта



Причины распада этого общества сводятся в основном к следующему.

Интересы отдельных номов и интересы общеегипетского ирригационного хозяйства очень часто не совпадали. Отдельные номы были не всегда заинтересованы в дальнейшем объединении номов всего Египта. Они были удовлетворены созданной центральной государственной властью ирригационной системой, превратившей главную часть естественно орошаемой долины в пригодную для земледелия площадь. Поэтому они начинают тяготиться деспотической властью фараона, выполнившего то, что требовалось от него, но продолжавшего требовать от них того же напряжения их сил, что и раньше. Силы рабских команд нома продолжали требоваться для ирригационных работ, а также для строительных работ царя. Для этих работ, правда в меньшем количестве, но все же привлекалось и свободнее население номов. В особенности тяжелыми были конечно работы по созданию таких колоссальных сооружений, каковыми являлись пирамиды. В течение многих лет отрывались силы рабов и свободного населения номов от тех работ, в которых были заинтересованы сами номы. Не во всех войнах, которые вел фараон как представитель всего Египта, были заинтересованы в равной степени все номы.

Вскоре после эпохи царей — строителей пирамид мы видим стихийное стремление отдельных номов получить от царя такие грамоты, которые освобождали бы их от выполнения общеегипетских работ. До нас дошел ряд таких грамот, которые освобождали храмы номов, т. е. коллективные владения номов, от работ, требующихся для хозяйства в общегосударственном масштабе.

- Наиболее яркими документами этого рода являются декреты в пользу центрального святилища Коптосского нома. В этих декретах царь освобождает жрецов и служащих этого храма, а также рабов от царских работ. В первую очередь они освобождались от работ ирригационных, от переноски строительного материала и вообще от строительных работ. Рабы Коптосского храма, а также его служащие должны были работать исключительно только в интересах «бога» храма, т. е. для нома, для управления коллективным имуществом нома.

Из этих декретов в пользу Коптосского храма мы узнаем, что таких декретов, освобождающих храмы номов от общегосударственных работ, было издано большое количество. Это приводит к постепенному разложению общегосударственного хозяйства. Таким образом основная экономическая связь, объединявшая отдельные номы Египта в отдельные храмы, в одно целое, постепенно была сведена на-нет, и номы снова стали самостоятельными. Представители новой знати по мере ослабления царской власти возвращаются снова в свои области и становятся в них самостоятельными царьками.
Но эта самостоятельность номов приводит к бесчисленным войнам между отдельными областями. Из современных надписей мы узнаем о грабительских войнах одних номе» против других. Во время этих набегов уводились люди, скот и грабилось все остальное имущество.
Эти постоянные войны приводят к регрессу производительных сил и в конце концов к упадку мощной ирригационной сети, которая была создана единым Египтом.

Из нескольких надписи! номархов Ермопольского нома, т. е. нома центрального Египта, где долина Нила является чрезвычайно узкой (несколько десятков верст), мы узнаем, что во время вторжения врагов жители этого нома находили защиту в болотах этой области. Это показывает, что ирригационная система была парализована, поскольку даже в этой узкой долине могли образоваться болота.

Такой регресс производительных сил должен был чрезвычайно болезненно отозваться на рядовых земледельцах нома и должен был вызвать среди них естественное стремление к новому большому объединению. Это усугублялось еще и тем обстоятельством, что в эту эпоху благодаря заболоченности более низменной части долины начали использоваться в большой мере для скотоводства, а затем и для земледелия высокие поля, недоступные естественному орошению. На эти поля с большим трудом приносится влага с низменности. Эту работу на высоких полях выполняли или сами земледельцы или же их рабы.
Здесь, в пределах этих высоких полей уже в эпоху древнего царства начало создаваться наследственное землевладение. Теперь появляется некоторый слой землевладельцев, которые обрабатывали землю с помощью рабов. Для такого мелкого землевладельца и рабовладельца, как это уже указал известный римский писатель Варрон, требовались ремесла города, чтобы удовлетворить его потребности в продуктах кустарной промышленности. Своими силами он не мог их произвести. Варрон говорит, что у крупного рабовладельца могли быть созданы разные отрасли ремесл для обслуживания своего хозяйства, а мелкому это было невыгодно. Поэтому все необходимое он покупал в ближайшем городе.

Таким образом личное (конечно только мелкое) рабовладение создаст большую емкость для сбыта продуктов ремесленников. А это также стимулировало объединение Египта, так как лишь при этом условии мог иметь место беспрепятственный обмен между отдельными номами. Вместе с тем мелкие землевладельцы на высоких полях в такой же степени, как и землевладельцы в долине, были заинтересованы в создании мощней ирригационной системы, ибо лишь только в таком случае высокие поля можно было орошать более или менее регулярно. Орошение высоких полей требовало большого обилия влаги, а этого можно было достигнуть лишь углублением каналов, при углублении больших каналов, "задерживавших излишки воды во время разлива" из которых можно было брать влагу во время засухи.

Все это — в первую очередь создание единой ирригационной системы, во вторую очередь интересы городского ремесла — требовало для комовых общин нового объединения Египта, объединения в интересах более высокого развития производительных сил.
Объединений шло, как и в эпоху Древнего царства, с юга и из той же области около большого изгиба' Нила, где имеется сравнительно широкая долина. Городом, ставшим во главе объединительного движения, был город Фивы, расположенный в южной части этой области. Фисавские номархи (правители номов) в упорной борьбе с противодействующими силами создают единый Египет в интересах рядовых общинников и мелких рабовладельцев.
В лице XII династии (царя Дменемхеты и Сесттрисы) господство Фив достигает наивысшего развития. Эта эпоха в отличие от так называемого Древнего царства носит название Среднего царства.

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.