История мира в деталях и событиях » Бонистика » Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)
{title}

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)



Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения) Процесс изготовления бумажных денег - сложный, длительный и дорогой. Он делится на две стадии: создание оригинала нового денежного знака, включая изготовление печатного проекта, и печатание тиража.

Создание оригинала

В подготовке образцов новых бумажных денег принимают участие государственные деятели, финансовые работники, художники и определенный круг специалистов Гознака. Самый сложный и трудоемкий этап в технологии изготовления денег- это создание образца нового денежного знака.

На основании пожеланий заказчика художники создают эскиз (рисунок денежного знака). Он разрабатывается с учетом технологических возможностей печатного производства, применения методов защиты от подделки. Высокие требования предъявляются к его художественному оформлению. Принадлежность денежного знака государству отражается через символику: герб, национальные орнаменты, рисунок-гравюру и соответствующий текст. Чем выше номинал, тем разнообразнее и сложнее рисунок и больше размер купюры.

С эскиза готовится печатный проект и оригинальные печатные формы. Эту задачу решают высококвалифицированные специалисты: граверы-художники, граверы-штемпелисты, гилььоширы, фотографы, монтажисты, травильщики и другие. Подгоотовку таких кадров предприятия Гознака осуществляют самостоятельно. Высокое индивидуальное мастерство теперь сочетается с применением современной техники, в том числе компьютеров. Созданный на основе эскиза печатный проект нового денежного знака утверждается заказчиком (правительственным органом). С оригинальных форм готовятся тиражные формы.

Печатание тиража

Офсетная орловская девятикрасочная
печатная машина

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)Для печатания бумажных денег, как правило, применяется несколько способов печати: типографская, офсетная, орловская, металлографская. Высокий (типографский) и офсетный способы, применяемые в Гознаке, в принципе такие же, как в общей полиграфии. Использование этих видов печати в денежном производстве отличается лишь сложностью печатаемого рисунка.

Орловская и металлографская печати являются главными при изготовлении денег. Кратко изложим основы и особенности этих видов печати.

И.И.Орлов

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)
Орловская печать, изобретена в Гознаке в 1891 году специалистом Экспедиции И. Орловым. В чем существо и оригинальность орловского способа печати? В прошлые времена (впрочем, как и сегодня) для того чтобы воспроизвести типографским способом многокрасочный оригинал, для каждого цвета готовили отдельную печатную форму и каждую поочередно оттискивали на листе бумаги. Наложить краски с разных форм таким образом, чтобы границы красок точно совпадали, невозможно даже при самой совершенной технике. Орлов ввел в печатный узел мягкий эластичный вал и промежуточные формы-шаблоны, имеющие рисунок для каждого цвета оригинала. Каждый красочный рисунок шаблона передает свое красочное изображение на соответствующее место сборного вала, а с него все краски передаются на сборную форму, имеющую рисунок всего оригинала. Это позволяет за один прогон листа через печатную машину переносить на оттиск без каких-либо смещений или разрывов многокрасочный рисунок, соответствующий оригиналу. Наиболее характерно точность совпадения красок проявляется на стыках линий, переходящих из одного цвета в другой. Это обстоятельство, а также красота многоцветного изображения сделали орловскую печать одним из главных элементов рисунка бумажных денег. Точность совпадения красок на рисунке является важным методом защиты денег от подделки.

Орловская печать

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)Для изготовления денег и ценных бумаг орловская печать получила распространение в ряде стран мира. Однако в общей полиграфии она не применяется. Это связано с тем, что процесс изготовления печатных форм весьма трудоемок и может быть оправдан только при печатании больших тиражей, как это имеет место в денежном производстве. А главное - для общей полиграфии не требуется такого абсолютного совпадения красок, как в орловской печати.

Металлографская печать
с гравюры (металлография) была известна давно как один из способов размножения гравюр художников. В Экспедиции впервые применена для изготовления денежных билетов образца 1866 года. Этот вид печати широко применяется во всем мире в производстве денег и наиболее ценных бумаг.

Форма для металлографской печати представляет собой металлическую (стальную или никелевую) полированную пластину, на которой нанесен рисунок в виде углубленных штрихов, выполненных ручным гравированием или травлением. В изготовлении первичной металлографской формы (ее называют оригинальным штемпелем) участвуют многие специалисты, прежде всего граверы, которые по рисунку художника или фотографии вручную гравируют на металле портрет, какой-либо рисунок, изображение исторических мест, например Московского Кремля, графические украшения.

Металлографическая печать

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)Гильоширы с помощью гравировальных (гильоширных) машин создают сложные узоры из линий (розетки, сетки), которые после травления в глубину образуют соответствующие элементы рисунка денежного знака. Ручная гравюра и гильоширные элементы, а также шрифт компонуются в единый рисунок денежного знака, который затем размножается в тиражные печатные формы. Размножение осуществляется на комплексе специального оборудования, включающего высокочастотную установку и автоматизированную гальванолинию.

Главное художественное достоинство металлографской печати - это широкий диапазон красочных тонов, который создается за счет различной глубины и ширины штрихов гравюры. В зависимости от глубины на бумагу переносится различный по толщине слой краски, что позволяет даже при печатании одной краской получать, в определенной мере, многокрасочное (многотоновое) изображение. Так, печатая синей краской, можно получить рисунок с различными оттенками начиная от темно-синего, почти черного, и кончая светло-синим, почти голубым.

В глубоких местах гравюры слой краски значителен, и на оттиске образуется ощутимый рельеф рисунка. Толщина красочного слоя металлографской печати в 20-25 раз больше, чем офсетной и типографской. Кроме того, при печатании с гравюры достигается высокая разрешающая способность печатного изображения, четко воспроизводятся и читаются самые тонкие и мелкие детали рисунка и текста .

Процесс печатания на машине проходит следующим образом. На печатную форму с помощью резиновых шаблонов накатывается краска, которая попадает не только в гравюру, но и покрывает непечатающую поверхность (пробельные элементы). С помощью стирающих устройств краска удаляется с пробельных элементов формы и остается только в углублениях гравюры. Затем на печатную форму накладывается лист бумаги и под натиском (большим давлением) печатного цилиндра краска с гравюры переходит на бумагу.

Трехкрасочная металлографическая
печатная машина

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)Металлографская печать, несмотря на свои художественные достоинства, не нашла применения в общей полиграфии. Это объясняется рядом причин. Во-первых, очень сложен и длителен процесс изготовления печатных форм. Во-вторых, для печатания требуются тяжелые машины, способные давать большое давление для получения полноценного оттиска. В-третьих, очень расточительно расходуется краска, поскольку основная часть ее с пробельных элементов удаляется в отходы. Словом, только денежное производство с его огромными тиражами и высокими требованиями к качеству и защите от подделки, может применять такой сложный и дорогостоящий вид печати, как металлографская.

Денежные билеты изготавливаются путем последовательного наложения нескольких печатей. Подложечный рисунок (фоновая сетка, различные красочные розетки) печатается, как правило, орловским и офсетным способами, основной рисунок на крупных купюрах - металлографией, на мелких - офсетом. Отпечатанные оттиски денежных билетов поступают на машины для нумерации методом высокой печати. На билете печатается один или два номера, состоящие из двух литер и семизначного номера. Нумерация необходима для учета выпущенных билетов, определения предприятия, рабочего места, времени изготовления каждого денежного знака.

После нумерации отпечатанные листы разрезаются на экземпляры, сортируются по качественным признакам, комплектуются в пачки и упаковываются.

На всех стадиях производства соблюдается строгий режим работы и постоянный контроль за сохранностью продукции. Основой контроля является счет поступающей на рабочее место и возвращаемой обратно в кладовую продукции. Счет изделий осуществляется с помощью счетных машин, которые имеются на каждом рабочем месте и в кладовых.

Важнейшим требованием к бумажным деньгам является высокое качество, основы которого закладываются при создании образца. Сложность и художественные достоинства рисунка, свойства бумаги, использование защитных элементов в печати и бумаге - все это определяется при создании образца денежного знака и характеризует его качество.

Государственный казначейский
билет СССР 1961г.

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)Один из основных показателей качества - износоустойчивость. Затраты на производство бумажных денег велики, и они могут быть снижены, если купюры будут дольше обращаться, не теряя своего первоначального внешнего вида. По подсчетам специалистов, период обращения до износа мелких купюр составляет от 5 до 8 месяцев, а крупных - до 5 лет. В конце восьмидесятых годов Госбанк ежегодно изымал из оборота примерно 1500 тонн старых купюр.

Износоустойчивость определяется в основном механическими свойствами денежной бумаги и физико-химическими показателями краски. Очень важно, чтобы на протяжении всего времени обращения бумажных денег была обеспечена их идентичность. Это означает, что если, например, образец денежного знака действует 30 лет (а это имеет место в нашей стране с образцами 1961 года), то деньги, изготовленные в последние годы,
должны быть абсолютно одинаковыми с деньгами, выпущенными в первый период их печатания.

Конечно, возможны некоторые изменения, связанные с введением новых элементов защиты от подделки или с изменениями некоторых частей рисунка и свойств бумаги. Но это делается с ведома правительственных органов и строго фиксируется во времени и нумерацией денежных знаков.

Идентичность денежных билетов, выпускаемых в разные периоды, обеспечивается точным соблюдением технологии их изготовления и, прежде всего, применением для размножения печатных форм гальванопластики.

Бумажные деньги являются не только весьма ценной продукцией, но и, в определенной мере, свидетельствуют о престиже государства. Поэтому их качество, внешний вид должны быть безупречными. Во всем мире качеству бумажных денег уделяется большое внимание. Это подтверждает проведенное в институте Гознака П. А. Люледжаном в 1967 году исследование основных технологических показателей денежных знаков многих стран мира.

Билеты Государственного
банка СССР 1961г.

Технология печатания бумажных денег. (Общие сведения)Денежные знаки развитых стран характеризуются высокими качественными показателями. Технология их изготовления основывается на оригинальных, специфических процессах, которые не могут быть осуществлены обычными средствами. Денежные знаки почти всех стран (кроме США) являются многокрасочными, в среднем - 10 красок.С увеличением номинала красочность растет. За рубежом для печатания денежных знаков применяются все три вида печати: высокая, в том числе орловский способ, плоская, включая высокий офсет на машине «Симултан», И глубокая - металлографская печать.

Денежная бумага почти всех стран обладает большой механической прочностью, в частности, на разрыв и излом. Так, разрывная длина составляет 6000-7000 метров, сопротивление излому 2000-3000 и более двойных перегибов. Это обеспечивает высокую износоустойчивость бумажных денег.

Изготавливаются денежные бумаги в большинстве стран в основном из хлопковых и пеньковых волокон с небольшой добавкой древесной целлюлозы. Бумага имеет проклейку в массе, а в некоторых случаях также и поверхностную. Почти все деньги имеют водяные знаки, общий или локальный. Красочная пленка (печатный рисунок) хорошо закрепляется на бумаге и обладает стойкостью к истиранию (хуже у металлографской печати), растворителям (спирту, бензину, ацетону), светопрочностью. К щелочным растворам стойкость красочной пленки неудовлетворительная. Основными компонентами красок являются высококачественные пигменты и дающие прочную пленку связующие (олифы, смолы). Краски могут содержать секретные добавки, которые эксперты выявляют воздействием соответствующих реактивов или лучей определенного спектра для установления подлинности денежных знаков.

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что бумажные деньги России, особенно образца 1961 года, по своим качественным показателям находятся на уровне денежных знаков развитых стран мира.

Источник: А.Э.Михаэлис, Л.А. Харламов, Пермская печатная фабрика Гознака, 1993.

Также рекомендуем почитать статьи: Монеты России/Таврическая монета.
Ордена и медали мира/Орден Восходящего солнца (Япония).

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.